Е. М. Шамахова

Как преподнести ребенку изучение таблицы умножения? Конечно, начинать нужно не просто с заучивания! Если ребенок начнёт запоминать таблицу умножения, не понимая ее смысла, эта таблица так и останется в его сознании бессмысленным набором символов, где нужно просто произнести ответ, который ожидает учитель. Такой подход может усложнить обучение математике и в других направлениях: ребенок не научится понимать важные арифметические правила и законы (такие, как, например, переместительный, сочетательный и распределительный законы, правила раскрытия скобок и т.п.), не будет видеть и использовать более простые и быстрые способы вычисления. Кроме того, очень важно сохранить и общую привычку «учиться с пониманием»!

Итак, с чего же начать?

Я бы разделила изучение на 3 этапа:

— знакомство с умножением, общее понимание

— постепенный переход к запоминанию

— запоминание таблицы умножения (в пределах от 1 до 9)

Очень важен каждый этап. Без первого не будет понимания смысла. Без второго не будет понимания, зачем таблицу запоминать. Без третьего не будет скорости счёта.

Давайте немного расшифрую каждый этап.

Знакомство с умножением, общее понимание

Как правило, таблицу умножения в школе начинают учить примерно во 2 классе. Иногда, к сожалению, это начинается именно с задания «выучите». Чтобы это предотвратить, лучше всего еще в конце 1 класса (смотрите по Вашему личному ощущению готовности ребенка) знакомить его с понятием умножения. Сделать это очень просто:

— Посмотри, когда нужно сложить несколько одинаковых чисел, используют более короткую запись: с помощью умножения. Сначала пишут число, которое нужно сложить, потом ставят знак умножения, а потом пишут, сколько раз оно складывается. Например, 4+4+4+4+4 можно коротко записать так: 4∙5 (то есть 4 взято 5 раз).

Дальше можно предложить ребёнку более коротко, с помощью умножения записать несколько примеров (сначала лучше без подсчёта). Например:

7+7+7=7∙3

3+3+3+3+3+3+3+3=3∙8

9+9+9+9+9+9=9∙6

Здесь можно использовать и довольно большие числа – ведь пока это только запись, вычислять сумму не требуется.

Далее можно предложить «расшифровать» короткую запись и записать её развёрнуто в виде суммы. Тоже для начала достаточно 2-3 примеров. Например:

6∙4=6+6+6+6

5∙3=5+5+5

8∙6=8+8+8+8+8+8

Дальше предложите уже не только записать, но и вычислить. Тоже хотя бы по 2 примера в «каждую сторону» (вы записываете полную сумму, ребёнку надо записать её кратко и написать ответ, и в «обратную сторону»: записываете кратко, в виде умножения, а ребёнку надо расшифровать и вычислить). Здесь для начала лучше использовать не слишком большие числа, чтобы ребёнок легко понял смысл, но сразу не перегружайте счётом. Например:

2+2+2+2+2+2+2=2∙6=12

6+6+6=6∙3=18

И наоборот:

8∙2=8+8=16

5∙7=5+5+5+5+5+5+5=35 (здесь можно заодно обратить внимание ребёнка, что пятёрки складывать легко даже в большом количестве).

Ну а дальше начинается второй этап – переход к запоминанию таблицы.

Постепенный переход к запоминанию

Поясню, почему я выделяю этот этап. Здесь важно дать ребёнку понимание, зачем это нужно. Причём именно детское понимание. Фразы типа «Тебе это будет полезно в будущем» или «Тогда ты научишься быстрее и лучше считать» — не работают! Ну, почти не работают. Ребёнку в таком возрасте гораздо понятнее, зачем это нужно «здесь и сейчас», а не «потом» и «в будущем». Поэтому здесь хороши разные игры, где встречается умножение, маленькие тренировочки, другие задачи, где тоже понадобилось умножение.

На этом этапе можно (и даже в некотором количестве нужно!), чтобы ребёнок прошёл через «счет нерациональный», то есть через сложение одинаковых чисел. И в этом случае, когда Вы скажете ему: «А давай постепенно запоминать, сколько получается» — он более охотно согласится.

Ещё каждый раз, когда появляется возможность, обращайте внимание ребёнка, что совсем недавно он что-то похожее сосчитал, можно это заново не считать, а использовать готовое. Например, ребенок сосчитал, что 6∙3=18. Почти сразу дайте ему пример 6∙4 и обратите внимание, что три шестёрки можно заново не складывать, а просто прибавить ещё одну к 18.

Еще на этом этапе очень полезно обратить внимание ребёнка на то, что в каждой строчке таблицы умножения числа каждый раз увеличиваются как раз на то число, которое мы складываем – ведь каждый раз мы берём его на одно больше. Например:

Числа в выделенной строке каждый раз увеличиваются на 4.

Запоминание таблицы умножения

Ну а когда понимание смысла уже есть, пора переходить к активному запоминанию. И тут уже многие средства хороши: и симметричность таблицы (наблюдение, что А∙В=В∙А – кстати, это интересный вопрос, как обсудить с ребёнком законы сложения и умножения, об этом я постараюсь написать отдельную статью), и всевозможные закономерности, и магические манипуляции с пальцами (как с умножением на 9).  Главное – чтобы за всеми «хитростями-запоминалочками» не забывался смысл умножения как многократного сложения одинаковых чисел.

Но в любом случае, надо понимать, что запомнить таблицу умножения – это труд. Пусть и не слишком большой, но для младшего школьника вполне ощутимый. Без усилий сама таблица всё равно не запомнится. Поэтому, кроме любых уловок в запоминании, обязательно нужны повторения и тренировки. И поскольку потрудиться всё равно придётся, единственное, что мы (родители) можем сделать – постараться сделать этот труд хоть немного интересным.

Чтобы немного сократить «масштабы бедствия», я рекомендую использовать (именно для заучивания) таблицу только от 2 до 9. Почему? Заучивать умножение после 10 нет необходимости, а умножение на 1 и на 10 и так легко запоминается. А когда таблица выглядит «поменьше» (на целых две строки и два столбца), то и учить её «не так страшно». Сравните:

и 

Можно начать учить таблицу с «квадратов», то есть с произведений 1∙1, 2∙2, 3∙3 и т.д. Только слово «квадраты» пока говорить ребёнку не рекомендую (или говорить, но с объяснением, откуда такое название – это только в случае, если ребёнок знает, как находить площадь квадрата). Пока можно просто называть это произведениями одинаковых чисел. Тогда можно использовать раскрашенную табличку:

Тренировки

Тренировки тоже можно сделать интереснее с помощью довольно простых «уловок». Например, засекайте время, пусть ребёнок соревнуется сам с собой, устанавливая рекорды. Или играйте в игры, связанные с таблицей умножения. Вот несколько вариантов материалов, которые можно использовать для тренировки и проверки знаний:

КАРТОЧКИ – можно распечатать на плотной бумаге (или на тонкой и наклеить на картон, но это менее удобно), разрезать и использовать для тренировки и проверки. Можно на обратной стороне листа напечатать ОТВЕТЫ (расположение ответов на листе уже согласовано с примерами, остаётся только подгадать, как правильно расположить лист в принтере, чтобы нужные ответы оказались в нужном месте). Кстати, удивительно, но есть «мелочь», которая тоже помогает сделать тренировки интереснее для детей: напечатайте карточки на цветной бумаге 😉

Несколько вариантов использования карточек:

  • Просто взять набор карточек, доставать по одной и называть ответ (тут подойдут карточки с ответами на обратной стороне, а можно ограничиться проверкой родителя). Удобно брать с собой – карточки совсем маленькие.
  • Если на обратной стороне есть ответы, можно решать «обратную задачу»: по ответу называть все примеры, которые дают такой ответ, а потом проверять, назван ли тот пример, который оказался на обратной стороне. Такой вариант тренировки очень хорошо готовит к изучению деления.
  • Можно превратить тренировку в соревнование: засекаем 1 минуту и считаем, сколько карточек за это время удастся правильно назвать. Для этого лучше подойдут карточки без ответов (чтобы не было «подсматриваний», в том числе и случайных). В этом варианте хорошо наращивается скорость вычислений.
  • Если есть несколько участников, можно поиграть в игру: достаётся карточка, кто первый назвал верный ответ, тот ее и забирает. Кто набрал больше карточек – тот и победил. В такой игре тоже хорошо нарабатывает скорость.

 

Еще один вариант тренировки – тренировочные бланки. Их сложно превратить в игру, а вот немного посоревноваться с самим собой получится.

Тренировочные бланки с выбранными клетками – использовать очень просто: нужно засечь время, заполнить все выделенные клетки и записать время и количество ошибок.

  • Результат по количеству ошибок: 0 ошибок – хорошо, 1 ошибка – удовлетворительно, 2 и более – надо больше тренироваться 😉
  • Результат по времени (при отсутствии ошибок): меньше 1 минуты – отлично, от 1 до 2 минут – хорошо, от 2 до 3 минут – удовлетворительно, большее 3 минут – надо больше тренироваться 😉

Разумеется, эти критерии примерные, они подходят для учеников 2-3 класса, для более младших критерии можно сделать мягче, а более старшим ребятам хорошо бы укладываться в 1 минуту без ошибок (в случае 10 выделенных клеток).

Пустые тренировочные бланки – можно использовать поначалу для заполнения и запоминания всей таблицы или одной выбранной строки, а можно самим наугад выделить несколько клеток (10-15 штук) и их заполнить, как в предыдущем варианте.

Конечно, сейчас существует много электронных тренажёров по таблице умножения. Но общение ребёнка с компьютером или планшетом не всем родителям по вкусу. И это вполне обоснованно: они не лучшим образом влияют и на зрение, и на нервную систему. Да и, начавшись с полезных тренажёров, часто дело плавно переходит в игры, а отрывание ребёнка от игр многим родителям даётся непросто. Поэтому тренировки на бумаге имеют свои преимущества. Но главное преимущество, что запись чисел вручную гораздо эффективнее в плане запоминания: к зрительной добавляется и моторная память, а это повышает эффективность запоминания в несколько раз! Именно поэтому я в своей работе отдаю предпочтение тренировкам на бумаге. Выбирайте те бланки и карточки, которые Вам больше по вкусу, и учите таблицу умножения!

 

Успешных тренировок! И пусть ваши дети хорошо учатся в школе и хорошо знают математику!